На сегодняшний день существует огромный выбор полиграфической продукции «представительского класса». Конкуренция требует от производителей прибегать к сочетанию нескольких технологий при изготовлении продукции для того, чтобы сделать ее более презентабельной и привлечь клиента. Одной из таких технологий является тиснение.
Тиснение представляет собой нанесение рельефного изображения на материал с применением давления. В зависимости от силы давления и плотности материала различают плоское и объемное тиснение, в зависимости от температуры процесса различают холодное и горячее тиснение, а применение специальной матрицы позволяет сделать объемные объекты выпуклой формы (конгревное тиснение или конгрев). Кроме того, можно проводить тиснение как без нанесения изображения (слепое или блинтовое тиснение), так и с применением специальной пленки (фольги) для получения цветного оттиска (тиснение фольгой). Во всех случаях для проведения тиснения требуется изготовление клише. Его форма и свойства зависят от выбранного способа тиснения. Сам процесс проводится с помощью пресса.
На сегодняшний день тиснению можно подвергать практически всю презентационную полиграфическую продукцию, и не только ее. Наиболее часто применяют тиснение логотипа на папках для торжественных случаев и документов, и тиснение золотом на визитках, ежедневниках, фирменных бланках, календарях, этикетках и других представительских атрибутах.
Достаточно часто встречается блинтовое (слепое) тиснение кожи и кожзаменителя. Его применяют как при изготовлении полиграфической продукции, так и в легкой промышленности (тиснение ремней, сумок, бумажников и др.). Кроме кожи тиснению могут подвергаться картон, бумвинил (коленкор) и другие переплетные материалы. В зависимости от термоустойчивости материала блинтовое тиснение может проводиться как без нагрева (холодное тиснение), так и с нагревом до определенной температуры. Очень оригинально смотрится горячее блинтовое тиснение толстой кожи светлых тонов с повышенной температурой: на фоне светлого тона кожи выделяется более темный рисунок логотипа или товарного знака. Такую технологию используют при изготовлении кожаных брелоков и сувениров.
Наиболее часто с помощью блинтового тиснения получают вдавленное рельефное изображение с плоской поверхностью на коже, дереве, пластике, дизайнерском картоне. Иногда для повышения качества продукции могут использоваться специальные пленки, придающие оттиску глянец.
Для слепого тиснения используют клише из металла (чаще магний, латунь или медь) или полимерного материала.
Применяется тоже довольно часто. В отличии от блинта, тиснение фольгой проводится только горячим способом и с применением специальной фольги выбранного цвета. Фольга представляет собой тонкую, обычно лавсановую, пленку с нанесенным слоем пигмента, как правило, металлизированного. Под действием высокой температуры тонкий слой пигмента оплавляется, а создаваемое прессом давление прочно прикрепляет его к материалу. В зависимости от силы прижима и плотности запечатываемого материала можно получить как плоское, так и объемное вдавленное изображение.
Наиболее часто тиснение фольгой проводят на визитках, ежедневниках, фирменных папках и бланках. Клише используют преимущественно металлические, хотя допускается использование фотополимерного пластика при тиснении визиток и других малоформатных знаков.
Особой формой тиснения является конгрев. Принципиальное отличие конгрева от остальных видов – наличие клише из 2 частей, называемых матрицей и контрматницей (патрицей) или штампом и контрштампом (ответной частью), что позволяет создавать объемное тиснение. Обычно штамп имеет углубленный рельеф, а контрштамп – выпуклый. Материал для тиснения располагается между ними и подвергается нагреву. Свое название конгрев получил от имени изобретателя. Такое тиснение может проводиться как с применением фольги, так и без нее.
Конгрев позволяет создавать как вдавленные изображения, так и выпуклые. Таким способом часто украшают открытки, приглашения, папки для документов, упаковочные коробки. Конгрев визитки – пока явление редкое, но в последнее время получившее достаточную популярность. Реже можно встретить конгрев фирменных бланков, но это связано больше с их непрактичностью, чем сложностью изготовления.
Конгревное тиснение с фольгой может проводиться как в один проход, так и в два. В первом случае требуется более сложное и дорогое клише, а также определенные навыки исполнителя, но значительно сокращается время изготовления тиража. Во втором случае сначала проводят плоскую припрессовку фольги, а затем слепой конгрев продукции.
Иногда называемый эмбоссом или 3D конгревом, применяется в основном при изготовлении упаковки и открыток. Он позволяет создавать оригинальные и неповторимые объемные образы (например, зайцы, шишки, цветы и др.), выгодно отличающие такую продукцию при том же, а иногда и лучшем, качестве печати у конкурента.
Изготовление клише для всех типов тиснения – процесс достаточно кропотливый и дорогостоящий. Особенно это касается клише для многоуровневого конгрева, так как обе части должны точно совпадать. Изготовленное клише должно храниться в щадящих условиях, для того, чтобы его можно было снова «пустить в дело».
Достаточно дешевым заменителем плоского тиснения с фольгой можно считать фольгирование. Этот процесс позволяет наносить металлизированную фольгу на полиграфическую продукцию без изготовления клише и штампов. Технология достаточно проста и требует только наличие лазерного принтера и фотоламинатора. Из расходных материалов понадобится только специальная фольга, отличающаяся от фольги для тиснения наличием клеевого слоя. Для поведения фольгирования напечатанное черным тонером изображение покрывают фольгой, вкладывают в бумажный «карман» и пропускают через ламинатор. После этого вынимают и снимают пленку. В тех местах, где находился тонер, в связи с более высокой температурой, происходит приклеивание фольги, а пробельные элементы остаются светлыми.
Фольгированию наиболее часто подвергают визитки и фирменные бланки. К недостаткам такой технологии можно отнести ограниченный круг материалов для обработки (в основном бумага и дизайнерский картон) и больший процент брака, чем при тиснении.
В любом случае дополнительная обработка, будь то тиснение, конгрев или фольгирование, придает более благородный и представительский вид полиграфической продукции и выгодно отличает ее от полиграфии, не подвергавшейся этим технологиям. Для конечного клиента более важно качество и эстетический вид его аксессуаров, чем стоимость их изготовления, поэтому не стоит экономить на технологическом оборудовании и освоении новых технологий, тем более, что завтра могут изобрести еще что-нибудь более интересное.
|