Как театр не начинается со сцены, так и полиграфия не начинается с печати. Печать – это только этап в производстве рекламной и другой полиграфической продукции. Основной, главный, но не единственный. До начала печати любая продукция проходит целый ряд этапов, в ходе которых выполняется множество операций, в двух словах называемых допечатной подготовкой или препрессом.
Как известно, любая информация, почерпнутая нами из полиграфической продукции, разделяется на графику (картинки) и текст. Если с набором текста дела обстоят достаточно просто, то с картинками – сложнее. Кроме того, есть еще и такие понятия, как компоновка, верстка, макетирование, цветопроба и др.
В полиграфии применяется цветовая схема, отличающаяся от той, которую мы видим на мониторе. Обусловлено это всего лишь направленностью светового потока: на дисплее – проходящий (излучающий), а на бумаге – отраженный. Если на экранах, где используется схема RGB (Red, Green, Blue), совмещение всех цветов дает белый цвет, то использование этих же цветов в красках на бумаге даст черный. Кроме того, использование только этих красок не может обеспечить отображение многих цветов и оттенков, воспринимаемых глазом. Для правильной передачи цвета при печати применяется цветовая схема CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, blaK). Все изображения, используемые в подготовке издания к печати, должны иметь цветовую схему (Mode) – CMYK! Это касается как сканированных картинок и цифровых фотографий, так и объектов, созданных в программах. Исключение составляют монохромные (черно-белые) издания, в которых применяются только оттенки черного (серого) цвета.
Допечатная подготовка иллюстраций заключается не только в их сканировании и изменении цветовой схемы. Редактирование, ретуширование и другие способы обработки сканированных объектов и цифровых фотографий должны проводится с учетом восприятия цвета человеческим глазом и возможностей печатных машин. Несомненно, что глаз – аппарат намного более сложный и чувствительный, чем просто объектив. С учетом этого и проводится доработка (редактирование) иллюстраций с применением метамерии для придания всем элементам картинки необходимых и приемлемых цветов оттенков и уровней освещения. В идеале на цветном изображении, подготовленном к внедрению в макет должны быть четкие контуры и границы объектов, хорошая различимость деталей, как на освещенных объектах, так и в тени, полный тоновый диапазон и адекватный реальному (физическому оригиналу) цветовой охват.
Цветовые схемы, применяемые в дизайне полиграфии в ходе препресса (допечатной подготовки), в основе своей представляют не столько идеальные формы передачи цветов, сколько возможности моделирования этих цветов и адаптации их к восприятию глазом. Никакая цветовая модель не способна выдать чистые цвета радуги, но стремление к идеалу для того и существует, чтобы творить открытия. Поэтому для более глубокой передачи цветов или применения специальных цветовых решений (например, «золочение», или «серебрение») используются дополнительные красители или специальные краски и пигменты, позволяющие это сделать. Основная же масса продукции вполне укладывается в схему CMYK. В любом случае, работу с цветовыми решениями фотографий, особенно для высококачественных изданий должен проводить специалист, который знает, что он делает и, главное, для чего.
Только специалисту известно, какие профайлы использовать для подготовки издания к печати, какие настройки печати использовать в процессе подготовки и тиражирования. Только специалисту, постоянно работающему оборудованием, известно, какие искажения цвета могут возникнуть в процессе цветопробы.
ЦВЕТОПРОБА – это эмуляция искажений, характерных для тиражирующего устройства (печатного аппарата), выполненных другим, заведомо более совершенным цветовоспроизводящим устройством. Самый простой пример цветопробы – распечатка струйным цветным принтером с учетом искажений, которые могут возникнуть при офсетной печати. Конечно, при этом не достигается полного соответствия, но передача цветов достаточно точная. Использование цифровых печатных машин может исключить цветопробу, та как печать проводиться на том же устройстве, на котором распечатывается макет для утверждения.
В процессе допечатной подготовки работа с текстом занимает больше времени, чем работа с другими объектами. Связано это с большей информационной нагрузкой текста для человека. Это касается как информационных изданий (книги и газеты), так и рекламных (брошюры и буклеты). Важно, чтобы текст не содержал грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Также имеет значение психология текстовых сообщений в рекламных материалах, которые направлены на увеличение спроса, чтобы не вызвать обратного эффекта. Не менее важна и подача текстового материала рекламных изданий.
В основном работа с текстом заключается в наборе, корректуре, редактуре и верстке. Если набор текстов можно доверить неквалифицированному работнику, то редактирование и корректуру стоит доверять людям, которые хотя бы имеют филологическое образование, а верстку, техническое оформление и препресс должны осуществлять специалисты.
Конечным этапом допечатной подготовки, осуществляемым перед печатью можно назвать фотовывод. Этот процесс включает в себя окончательную подготовку собранного, обработанного, сверстанного материала к печати и вывод фотоформ на специальном оборудовании. В результате фотовывода на фотонаборных аппаратах получают пленочные фотоформы, которые идут на изготовление печатных форм для аппаратов офсетной и высокой печати, флексографического оборудования или шелкотрафаретной печати. Изготовление печатных форм проводят методом засветки ультрафиолетовым освещением, и естественно, никаких изменений на промежутке фотоформа – печатная форма уже не вносится.
От качества оригинал-макета и качества фотонаборного оборудования зависит качество изготавливаемых фотоформ, и, естественно, качество печатных форм. Качество печатных форм, в свою очередь, основная составляющая качества конечной продукции – полиграфического издания.
Для одноцветных изданий готовят одну пленку, а для полноцветных – 4, каждая из которых соответствует цвету по CMYK. При использовании дополнительных цветов, выборочной лакировки и других дизайнерских решений, количество выводимых фотоформ может быть увеличено для каждого метода отдельно.
На сегодняшний день существуют печатные аппараты и технологии, позволяющие обойтись без изготовления пленочных материалов, т.е. вывод изображения проводиться прямо на печатные фотоформы. В таком случае фотовывод подразумевает непосредственное изготовление печатной формы, но такие аппараты не получили широкого распространения.
Сложный путь печатного издания от подбора материала и до получения конечного результата раньше длился несколько месяцев. Использование цифровых технологий, как в процессе допечатной подготовки, так и в процессе печати, на сегодняшний день позволяет сократить это время в несколько раз. Но такая экономия времени не должна оборачиваться экономией в ресурсах, как технических, так и профессиональных. Издание качественного полноценного продукта, – это результат тесного сотрудничества квалифицированных специалистов на всех этапах его производства. И основной этап, от которого зависит, как будет выглядеть ваша продукция – допечатная подготовка, включающая набор текста, подготовку иллюстрационного материала, верстку и дизайн обложки и всего издания. Использование услуг профессионалов на всех этапах подготовки издания позволяет получить на выходе высококачественную, конкурентоспособную и радующий глаз продукцию.
|