Монтаж полос издания заданного размера из отдельных его элементов носит название ВЕРСТКА. Законченное, сверстанное, откорректированное и подписанное к печати издание называют ОРИГИНАЛ-МАКЕТОМ. Наиболее удобными программными продуктами для работы с текстом и графикой одновременно считают настольные издательские системы (Desktop Publishing systems, DTP). С их появлением процесс верстки стал намного проще, но нашлось множество «любителей», которые считают, что умеют верстать.
К наиболее распространенным настольным издательским системам (НИС) сегодня относят PageMaker, Quark Xpress и InDesign от корпорации Adobe, а также Ventura от Corel. Все остальные программы, включая Microsoft Publisher, средствами верстки можно назвать с большой натяжкой.
Сходство программ для верстки (компоновки) текста и графических изображений на листе заключается в том, что в основе они работают не с самими объектами, а с их отображением в локальных окнах (фреймах). Все они поддерживают многостраничные документы, способны связывать несколько документов в одну книгу, имеют широкий спектр управления плотностью текста, возможность просмотра и работы с разворотом страниц, поддерживают многоколоночную разбивку страницы, имеют широкие возможности расположения графических объектов на полосе. Кроме этого все программы поддерживают много страниц-шаблонов, способны устанавливать колонцифру (номер страницы), работают с библиотеками цветов, таблицами и скриптами (мини программами), облегчающими верстку документов.
Работа с графическими объектами зачастую проводится во внешних загружаемых редакторах, обуславливающих наилучшее качество обработки картинки. В то же время текстовые массивы и таблицы могут обрабатываться как внешними программами, так и внутренними редакторами. Связано это с тем, что картинки чаще всего не поддаются глубокому редактированию в процессе подготовки печатного издания, в то время как текст может претерпеть достаточно много изменений. В процессе подготовки книги, например, положены 4 (четыре) вычитки (корректуры), и после каждой из них возможна правка текста.
При работе с текстом необходимо знать понятия, применяемые в различных источниках, включая разделы помощи.
КЕГЛЬ (Кегель) – размер символов наборного шрифта. Основной единицей измерения размера шрифта является пункт. ПУНКТ – это 1/72 французского королевского дюйма, равен 0,376 мм. Его называют пунктом Дидо или Европейским пунктом.
Но во многих DTP за основу размера шрифта взята не европейская система, а англо-американская. В ней 1 пункт также составляет 1/72, но английского дюйма и равен 0,353 мм. Это важно знать, особенно при работе с детскими изданиями, стандарты в которых определяются по ЕВРОПЕЙСКОЙ типометрической системе.
Например, нужно набрать учебное пособие для школьника 11 кеглем. Если установить в программе размер шрифта в пунктах = 11 (по англо-американской системе), то это не будет соответствовать стандарту, так как реальный размер по Дидо будет составлять 10,33 п.
ГАРНИТУРА – набор шрифтов одного рисунка, но разных по размеру и начертанию. Гарнитурой часто называют обозначение шрифта (например, Times) без указания его начертания (курсив, полужирный и др.).
ЛИНИЯ ШРИФТА (нижняя (базовая) линия шрифта) – воображаемая горизонтальная линия, на которой располагаются все нижние части неокруглых строчных и прописных букв и знаков.
БУКВИЦА (инициал) – первая буква книги, главы или абзаца. Нередко буквицу сочетают с иллюстрацией или орнаментом. Буквица значительно больше основного текста и может занимать несколько строк.
ВИСЯЧАЯ СТРОКА – концевая строка абзаца, стоящая первой на следующей странице или в следующей колонке текста, а также первая строка абзаца, стоящая последней в текстовом массиве на странице или в колонке. В просторечии часто такие строки называю «соплей».
ИНТЕРЛИНЬЯЖ – расстояние между наборными строками текста. Измеряется в тех же единицах, что и кегель.
КОЛОНТИТУЛ – справочная строка над текстом, сбоку или под ним. Устанавливается, как правило, на странице-шаблоне и сопровождает текстовые полосы главы, раздела или всего издания.
КОЛОНЦИФРА – порядковый номер страницы издания.
ПОЛЕ – свободные от текста и изображения участки на странице. При оформлении двусторонней многостраничной продукции различают поля верхние, нижние, внутренние и наружные.
ПОЛОСА – страница печатного издания. Обычно полосой называют страницы газет при подготовке и редактировании материалов.
ПОЛОСА НАБОРА – часть издания, заполненная текстом и находящаяся в пределах полей. В границах полосы набора также находятся иллюстрации и таблицы. В полосу набора входит и колонтитул, а вот колонцифра в полосу набора не включается. Размер (формат) полосы набора зависит от формата бумаги, на которой предполагается выполнять печать.
Есть также некоторые правила и особенности вёрстки, касающиеся принципов и норм расположения текста и иллюстраций. Жесткость этих правил различна для разных типов изданий. Верстка газет, например, допускает большое количество переносов подряд, в то время как при верстке книг их принято использовать не более 4, а при верстке журналов желательно вообще избегать (не более 2-х). Использование многоколоночной верстки принято в газетных изданиях, в то время как книги лучше верстать в одну колонку, и только в фолианте и при верстке каталога или справочника можно использовать до 4 колонок, если позволяет формат издания (например, словари часто имеют 3 – 4 колонки)
Верстка текста информационных изданий значительно отличается от верстки макетов рекламных материалов. Это касается не только верстки текстовой части, но и цветовых решений, и верстки в сочетании с иллюстрациями, которые, зачастую, занимают гораздо больше места. Верстка буклетов, как правило, проводиться в зависимости от формата, но чаще используется отсутствие переносов и центральная выключка текстового блока. Цветовые решения текстовой части и разнообразные дополнительные эффекты, применяемые в буклетах, больше привлекают внимание и позволяют выделить значимые части информации, т.е. расставить акценты.
Верстка брошюры имеет свои особенности, связанные так же, как и буклет с форматом, и с тем, что в брошюре содержится больше информации, чем в любом другом рекламном материале. Использование картинок (иллюстраций и схем) и значительного текстового массива заставляет чаще прибегать к обтеканию графики текстом и использованию блочной структуры документа. Хотя жестких правил верстки брошюр, так же как и буклетов, не установлено.
В общем, полиграфическая верстка текста и графики, как рекламной, так и информационной направленности, должна выполняться профессионалами. Не стоит самому браться за выполнение макета, если есть возможность использовать услуги верстки издательства или рекламного агентства. Кроме этих правил, есть еще множество «подводных камней», которые могут привести не только к сложности восприятия материала, но и к тому, что из типографии вы получите сильно обрезанный макет или, если используете «навороченные» шрифты – нечитаемый текст.
Сегодня процесс элементарной верстки полиграфии не составляет сложностей. Сложнее для начинающих придерживаться нормативов и правил (канонов) подготовки изданий к печати. Наиболее распространенные ошибки: несоблюдение полей и полосы набора, большое количество висячих строк и пренебрежение ГОСТами, рекомендациями и СанПиНами. Это может привести к тому, что даже хорошая книга с интересным текстом будет «неудобочитаема» из-за неправильной компоновки. Конечно, много зависит от работы художника (дизайнера), но правильная верстка – залог хороших отношений с типографией и благодарностей конечного потребителя – читателей.
|